Выкройка бурятского национального костюма

Закрыть ... [X]

Фотографии бурят в национальных костюмах представляют собой часть редкого фонда Музея истории Бурятии им. М.Н. Хангалова. На фотографиях представлены основные этнические группы и типы в костюмах и украшениях конца ХIХ начала ХХ вв. Коллекция фотографий начала складываться с момента основания музея (1923) и пополняется по сей день.

Традиционный бурятский костюм формировался на протяжении последнего тысячелетия и к началу ХIХ в, бурятского представлял собой стилистически и функционально завершенные комплексы, состоявшие из одежды, обуви и украшений, характерных для основных родоплеменных групп — хори, эхирит, булагат, хонгодор, цонгол, сартул.

Костюм всех групп бурят относится в целом к центрально -азиатскому  типу,  но  у  восточных  и  западных  бурят  существуют

отдельные различия. Они заключаются в особенностях кроя, оформлении декора деталей головных уборов, обуви и собственно платья. Социальные и половозрастные различия также отражались в костюме и головных уборах. Различались костюмы и украшения женщин и девушек.

Для мужского костюма западных бурят характерны запах и ворот шалькой. В декоре одежды бурят Иркутской губернии широко использовалась вышивка, аппликация. В костюме восточных бурят прослеживается влияние китайского костюма.

Представленная коллекция фотографий ценное историческое свидетельство богатства народной культуры бурят, впитавшей в себя архетипы и традиции древнетюрской, средневековой монгольской, элементов тунгусо-самодийской и китайской материальной культуры.

Бурятская национальная одежда состоит из шапки, дэгэла (костюма) и обуви – эрмэг гутал. Шапка оканчивается кисточкой, которая символизирует лучи солнца, связанные с космосом. Голубая ткань шапки - это небо, отделка из темного меха внизу символизирует Байкал. Дэгэл – национальный костюм, расшитый золотыми узорами, состоит из самого костюма дэгэла и ожа, сшитого по очень сложной выкройке. На костюме крепятся боковые украшения, состоящие из знака сансары с чеканным изображением дракона Ло в середине, и в два или три ряда атрибуты женских украшений, имеющих специальное назначение для ухода за кожей либо за ногтями.

«В Бурятии в старину почти в каждом улусе жил мастер, будь то чеканщик или резчик по дереву. При дацанах работали талантливые иконописцы и скульпторы.

Наиболее древним приемом бурятских мастеров была насечка серебром и оловом по железу. Изделия выполнялись в технике литья, чеканки, гравировки, филиграни, золочения, зерни, инкрустации драгоценными и полудрагоценными камнями.

Обязательным элементом парадного украшения и мужчин, и женщин были ножи – хутага. Ножу приписывалась магическая функция оберега от всякого зла. Когда в семье рождался мальчик, у его изголовья сразу же клали нож. С ножом связывалось представление о мужском духе – хранителе рода, поэтому его очень ценили, передавали от отца к сыну. Рукоять и ножны богато украшались серебряными накладками, нередко инкрустированными каменьями. Изготовлялись ножи с накладками из тонких серебряных пластин, украшенных изображениями драконов, львов, летучих мышей, «узла счастья».

К числу старинных предметов относятся и огнива – хэтэ. Они состоят из стального бруска-кресала и небольшого кожаного футляра для хранения кремня и трута. Для огнива брали кожу темного цвета, на которой ярко выделялись серебряные накладки. Наряду с ножом и огнивом непременной деталью мужского одеяния были подвески. Все украшения богато орнаментированы понятными каждому буряту символами. Отвага, сила, удача сопутствовали владельцу этих предметов.

Веками вырабатывался порядок, по которому женщина-бурятка носила украшения, соответствующие тому или иному возрасту. Новорожденной девочке вдевались в уши коралловые серьги, которые, по поверью, служили оберегом от темных сил. Чем старше она становилась, тем больше украшений дополняло ее наряд, но после свадьбы число их шло на убыль, и к старости убор бурятки становился совсем скромным.

Интересны коралловые шапки-кокошники. Их основа вырезалась из бересты, обтягивалась бархатом или шелком, на лицевую сторону нашивались кораллы, нередко дополненные янтарем и лазуритом. Кроме того, несколько ниток кораллов свисали по окружности кокошника, а с его височных частей на плечи девушки ниспадали длинные связки коралловых нитей. Особое пристрастие бурят к дорогому камню – он поступал транзитным путем, его покупали у купцов, расплачиваясь скотом, – объясняется поверьем, что коралл приносит счастье.

Многочисленны женские накосные украшения. У бурятки на концах кос были привязаны фигурные пластины с ярко-красным кораллом в центре. Для этих целей нередко использовали русские, китайские, японские серебряные монеты, которые аккуратно вправлялись в серебряное же украшенное насечкой кольцо. Кроме того, судя по старым фотографиям и сведениям пожилых людей, девушки и молодые женщины носили на всех пальцах, кроме среднего и большого, кольца и перстни.

К распространенным видам нагрудного украшения женщин относятся амулетницы – гуу. В них хранились миниатюрные листочки с текстом буддийской молитвы, заговоры против болезней и несчастных случаев, а также изображения будд и лам. На круглых гуу узоры композиционно строятся почти по одной схеме: вписанное в круг стилизованное изображение дракона, «бесконечного узла счастья», или драгоценности – чинтамани. Квадратные гуу, как правило, в центре имеют чеканное изображение знака тибетского письма, а вокруг в ритмическом порядке располагаются восемь буддийских драгоценностей.


Источник: http://www.ayaganga.ru/costumestudio.htm


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Похожие новости


Схемы для вышивки крестом уроки
Как связать кофту на полную женщину спицами
Приспособление для плетения шнура
Схемы вышивки крестом желт
Вышивка крестом наборы маки


Выкройка бурятского национального костюма Выкройка бурятского национального костюма Выкройка бурятского национального костюма Выкройка бурятского национального костюма Выкройка бурятского национального костюма Выкройка бурятского национального костюма

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ